Драматургия

Конструкция драматической реплики



Драматическая сцена есть поединок; драматическая реплика – удар в борьбе или парирование удара.

Драматическая реплика неизбежно несет на себе печать волевого усилия. Живая драматическая реплика всегда – выпытывание, выведывание, расследование, допрос; или уговаривание, увещевание; или просьба, вымогательство; или обольщение, соблазнение, лесть; или упрек, обвинение; или обида, оскорбление, вызов, нападение; или предостережение, совет; или защита, оправдание кого-нибудь и тому подобное.

Либо она – уклонение от нападения, обольщения и т.д. – уклонение путем скрывания чего-либо, умолчания, отвода в другую сторону. Словом, драматическая реплика есть волевое усилие.

Иногда она – только намек, незаметно брошенный, сдержанное проявление; иногда – открытое устремление, резкое проявление воли – до самозабвения, до исступления; иногда это сознательное, иногда совершенно бессознательное усилие; но, во всяком случае, каждая подлинная драматическая реплика имеет действенное назначение.

Это легко проследить, установив, хотя бы приблизительно, общую конструкцию драмы в тех произведениях, в тех сценах, где действие развивается бурно и открыто. Действенное значение реплик резко выступает, когда люди страстно и несдержанно осуществляют свои желания. Огда пушкинский Дон-Жуан на коленях обольщает Дону-Анну:

Милое созданье!
Я всем готов удар мой искупить;
У ног твоих жду только приказанья:
Вели – умру; вели – дышать я буду
Лишь для тебя…

В этих словах слишком явственно дышит разгоряченная воля.

Однако там, где реплика принимает резко эмоциональную окраску или характер отвлеченного суждения, иногда весьма нелегко установить ее волевое содержание. Особенно трудно почувствовать волевой стержень реплики в пьесах с вялым действием, например в пьесах Чехова. Тригорин в «Чайке» говорит Нине Заречной о себе в высшей степени вяло и сдержанно: «Когда хвалят, приятно… Сюжет для небольшого рассказа…» и пр. Эта легкая, холодная, ироническая болтовня избалованного литератора есть кокетство и ухаживание; Тригорин Нину Заречную обольщает. Вообще Чехова характеризует иносказательный диалог – «подводное течение» единого действия, по выражению Станиславского.



























реклама:
Всегда! Круглогодичный детский лагерь.
работа в москве музыкальный руководитель

GUCCI taschen Louis Vuitton Handbags Air Jordan for women Nike Shox Shoes nike air max Louis Vuitton Women Nike Air Max 2012
Karen Millen Sale herve leger karen millen UK karen millen dresses karen millen karen millen Sale karen millen Dress karen millen Dress